Вверх
Вниз

Консультация для родителей «Музыка, живущая рядом»

 

          Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.

           Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям начиная с самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его  в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами.

Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.  

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.

Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

Металлические банки разных размеров;

Стеклянные бутылки и фужеры;

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски и многое другое, из чего можно извлечь звуки.

 Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми.

Все, что нас окружает, может звучать:

 · пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;

 · пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;

 · пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;

 · трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.

         Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.

 Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным (см. электронную консультацию «Звуковая сказка»):

 барабан – это гремит гром или идет медведь;

 колокольчик – капли дождя, капель;

 шуршание бумаги – ветер или падающие листья;

 расческа – жужжание пчел;

 пластмассовый стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки;

 терка с наперстком – звук пилы.

         Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗУЯ ТЕХНОЛОГИЮ АППЛИКАЦИИ

 

 

Элементарное музицирование с дошкольниками

 

Консультация для родителей

  Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное  единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.

     Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять,  переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

      В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами,  стремясь услышать в их предложениях голос природы.

     Дети любят веселье, смех, движение, их привлекает необычные по виду музыкальные инструменты они  хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать.  Один из самых замечательных принципов  гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).

     Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности  практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого к сложному».

     На практике системное проявление принципа от «простого к сложному»  означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию;  музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.

      Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать.  Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама  природа с великой целью: служить способом познания мира.

Даже самые маленькие дети способны импровизировать.  Рожденная

фантазией их музыка  проста и чудесна, как сама страна детства.

       Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают»  друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ  его музыкально выразить.  Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом  хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком,  неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность  такого общения.  «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов,  прежде всего шумовых, поскольку именно эти  инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста.  Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.  Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.

      Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий  с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными  факторами педагогического успеха в работе с ними.

      Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам  из глубины веков, дополняют этот ансамбль  ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и   использования  в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют  негромкое детское пение.  Техническая легкость  игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают  детей к звукокрасочной игре,  а через неё – к простейшей импровизации.  Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку  в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

      Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно  способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств,  которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.  К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации,  спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую

эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение

находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».

     Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для  этого звучащие инструменты.  Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу  для  «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.

      «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты  с речевой поддержкой.  Исполнять простейшие ритмы со слоговой  поддержкой.  Исполнять метрический пульс под музыку различного характера.  Творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов,  а также самодеятельных.

      Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей  на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их  одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.

 

 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 75 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МБДОУ № 46 муниципального образования города Братска